МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

История и антропология музыки мусульманского мира: традиции регионов

История и антропология музыки мусульманского мира: традиции регионов

Издательство: Садра

Специально для «Фамильных ценностей»: Алекс Громов, Ольга Шатохина


Издание объединяет ряд статей современных ученых, специализирующихся на музыкальной антропологии. Предмет их интереса — традиционная музыка стран Востока. Культурно-историческое пространство, о котором идет речь, простирается от Ирана, Ирака и Турции до Северной Африки и постсоветских государств Средней Азии. Музыкальная антропология — достаточно молодая научная дисциплина, начавшая складываться после того, как сформировалось понимание, что рассмотрение всех аспектов традиционной музыки невозможно ограничить пределами фольклора.

В Персии музыканты с древнейших времен участвовали в празднествах. Эта традиция сохранилась и во времена династии Сефевидов. Возникшая спустя три века после них держава Газневидов тоже справляла традиционные праздники с участием различных музыкантов. Ученый-богослов Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Байхаки в своих трудах неоднократно подчеркивает, что владыки-султаны часто одаряли поэтов и музыкантов, выступавших перед ними на праздниках (например, в Навруз), а также в обычные дни, золотом, ценными подарками и деньгами. «В свете увлечений газневидских султанов этого периода при дворе действовали группы артистов, которые подчинялись особому распорядку. Артисты делились на разнообразные группы, каждая из которых была прямо или косвенно связана с музыкой».

Интересна и биография Аболкасема Арефа Казвини, прославленного персидского поэта, лирика и музыканта, сына муллы Хади Вакиля Казвини (настоявшего, чтобы подросток обязательно обучался также исполнению песен в жанре шиитских религиозных представлений, посвященных гибели имамов-мучеников). После переезда в столицу в начале XX века он начал выступать в особняках знати. Ареф Казвини сочинял стихи в формах классической персидской поэзии (газели, кыта, маснави), но получил известность как автор и исполнитель песен тасниф — разновидности мелодизированного поэтического произведения,, персидского эквивалента баллады — на собственные стихи. Казвини, уже став знаменитым исполнителем таснифов в эпоху конституционного движения, вспоминал о более ранних годах: «Когда я обратился к написанию отечественных таснифов, это искусство было настолько обесценено, что таснифы сочинялись даже о шахских кошках».

В годы правления Мозафереддин-шаха музыка, как и поэзия, приобрела в основном развлекательный характер. В Тегеране и других крупных городах, в шахском дворце и особняках знати слушали граммофоны с записями европейской музыки (позже — и персидской), и приглашали местных исполнителей, которые восхваляли хозяев (а часто — их мифические подвиги и предков), любовные томления и обязательные восхваления шахских величия и прозорливости.

07 июня 2023 г.
Комментарии